Медовый спас: не сквернословим, не работаем и не шумим возле пчёл
Медовый спас – один из любимых в народе праздников конца лета. От одного только названия на языке ощущается тёплая сладость мёда, пропитанного солнцем. Но не мёдом единым, ведь этот праздник имеет не только множество названий и совмещает бесчисленное количество атрибутов, но и располагает несколькими историями, которые сделали это торжество таким, каким мы его знаем сейчас.
Своё название Спас берёт от победы князя Андрея Боголюбского над докучавшими ему поволжскими булгарами в 1164 году. Князь Андрей, защитник ростовских и суздальских земель, взял с собой на битву крест и икону Богородицы. Перед сражением он преклонился перед святыней вместе со своим войском, а после, с Божьей помощью, разгромил неугодных захватчиков. С тех пор в церковной традиции и повелось название "празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице", сокращённо просто "Спас", в честь Христа.
У второго названия праздника, а именно Маковей, также есть своя история происхождения, отнюдь не такая оптимистичная. Слово отсылает к фамилии ветхозаветных мучеников Маккавеев. Семейство из семи братьев и их матери приняло смерть от рук язычников во главе с царём Антиохом, принуждавшим жителей Иерусалима принять свою веру. Верная своему Богу семья отказалась преклониться перед языческим идолом и оказалась замучена жестоким царём. Но уже через шесть лет вдохновлённые их поступком иудеи изгонят чужого правителя с его навязанным порядком, а имя храбрых Маккавеев будет почитаться церковью и по сей день. Традиция использовать мак в качестве одного из главных ингредиентов к блюдам на столе Медового спаса появилась из-за чистого созвучия с фамилией той семьи, которую принято чествовать в этот день. К тому же, цветы мака очень удобно созревают как раз ко времени Спаса.
Но и этими поводами значимость 14 августа не ограничивается. Православные христиане отмечают сегодня, кроме начала Успенского поста, который по строгости не уступает даже Великому, ещё и крещение Руси князем Владимиром. Благодаря этому Спас, кроме очередного эпитета Мокрый, получил и множество традиций. Издревле в этот день люди освящали новые колодцы, чистили старые, совершали крёстный ход к водоёмам и, после их освящения, купали в них домашний скот, чтобы предотвратить болезни и порчу. А затем купались сами, с таким воодушевлением, будто в последний раз. Причём последний – это не фигура речи. По поверьям, заниматься водными процедурами в водоёмах после 14 августа было плохой приметой, так как можно было навлечь на себя болезни. Да и просто некомфортно: под конец лета вода начинает цвести. Чувствуется налёт осени, и крестьянин всё время проводит за сенокосом, жатвой, а после и посевом озимой пшеницы.
Кроме красивых религиозных легенд, есть у Спаса и вполне демократичные предпосылки. Главная из них это, конечно, смена сезонов, лета на осень. В этом плане Спас представляется своего рода антиподом Масленицы. Именно в это время, в середине августа, лето максимально широко распахивает свои щедрые объятия и презентует долгожданные плоды трудовых сельских будней. В их числе и главный атрибут праздника – золотистый мёд. Ко дню Спаса ульи ломятся от этого лакомства, поэтому у пасечников принято собирать его и освящать в церкви. Причём святить надо непременно весь мёд, иначе пасечник рисковал лишиться доброй репутации. Кроме мёда вёлся активный сбор малины, черёмухи, душистых лекарственных трав и коробочек мака. Букетик из трав, называемый "маковейчик", принято класть за иконами и хранить до следующего года, и в случае чего, ими можно было лечить болезни. Но чтобы воспользоваться сладким пчелиным нектаром, ждать долго не приходилось. Мёд использовали для изготовления пряников, пирогов, булочек, плюшек с добавлением мака. Особенно эти два продукта любили сочетать в блинах, так как они испокон веков считались символом сытости и достатка. Праздничный стол всегда был щедрым, хоть и постным. В этот день люди делились пищей с бедными и обескровленными. "Не оскудеет рука дающего", – любили приговаривать торжествующие, ведь мёд был для людей настоящим символом божьей благодати.
Но как и любой церковный праздник, Медовый спас имеет немало запретов и суеверий. Ни в коем случае нельзя сквернословить, желать зла людям, чтобы не навлечь его на себя же. Крайне не рекомендуется браться за любую работу, ссориться, да и в целом шуметь, особенно возле пасеки. По примете, пчёлы могут обидеться на это и не принести мёд в следующем году. Так как уже действует пост, нельзя есть мясо, рыбу, яйца. Разрешены для употребления овощи и фрукты, орехи, сухофрукты, и, конечно, мёд. Но его позволяется есть только после освящения в церкви.
В довершение, Медовый спас считается девичьим и детским праздником. Православные верят, что в этот день женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
Медовый спас – удивительный праздник, традиции которого в очередной раз доказывают, что даже в условиях строгих ограничений найдётся место счастью и веселью, и какой угодно пост – ещё не повод сидеть на сухом пайке.
Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».