Запрет на купание, убийство насекомых и жадность: православные празднуют Яблочный спас
Яблочный спас, который отмечается 19 августа – вторая дата в цикле из трёх праздников Спаса. Ей предшествует Медовый спас, он же Маковей, а следует за ним Ореховый, или просто Третий. Но хоть Яблочный спас и идёт вторым по счёту, не думайте, что это промежуточный или неважный праздник, ведь у этого самобытного торжества своя история и традиции.
Как и многие другие народные праздники, Яблочный спас имеет религиозные предпосылки. В отличие от Маковея, история которого вобрала в себя сразу несколько любопытных легенд, у Яблочного спаса был всего один повод. Именно в этот день сам Христос в присутствии учеников явил миру свою божественную природу на горе Фавор (хотя некоторые исследователи полагают, что это была гора Ермон). Когда Иисус в сопровождении Петра, Иоанна и Иакова поднялся на гору и прочитал молитву, его лицо засветилось солнечным сиянием, а одежды обернулись в снежно-белый цвет, после чего к горе подошло облако и голосом Бога Отца велело апостолам во всём слушаться Иисуса. Событие слияния человеческой и божественной природы Христа так и назвали – Преображение Господне, и именно этот праздник отмечают православные христиане совместно с народной традицией Спаса. Естественно, что чудо преображения, о котором апостолы рассказали уже после воскрешения Иисуса по его же наставлению, не могло не впечатлить людей: как-никак первое проявление божьего начала спасителя, с которого начался его путь на Голгофу. Благодаря этому православная церковь теперь почитает день Преображения столь же ревностно, как Рождество или Светлую Пасху, а сам праздник входит в число двенадцати великих церковных торжеств.
Любопытно, что "яблочная" традиция Второго спаса появилась отнюдь не случайно, да и связана была с проделками всё той же церкви. Чтобы скорее искоренить из жителей Средиземноморья привычку справлять летние празднества в честь языческого бога Вакха, непременным атрибутом которых всегда был виноград со всеми его "крепкими" вытекающими, церковники обязали этих людей не употреблять в пищу виноград вплоть до дня Преображения. В этот день южные европейцы освящали в церквях новый урожай винограда и только тогда могли вкусить его свежие плоды, теперь уже вполне по праведному закону, а главное пыл по языческим пляскам успевал поумериться. Но казалось бы, при чём же здесь яблоки? Ситуация такова, что аналогичные требования теперь действовали и на другие народы. Даже те, на чьих землях не рос виноград, да и Вакха особо не чествовали. В частности, для восточных славян по этой традиции действовало своё импортозамещение в виде яблок, которые как раз созревали к середине августа и отлично ложились на праздничный стол как в чистом виде спелых, наличных плодов, так и в составе начинки для пирогов, блинов, и вареников, а также котировались запечёнными. Со временем запрет на преждевременное съедение урожая до его освящения распространился и на многие другие фруктовые и овощные культуры за исключением, разве что, огурцов. Также святили груши, сливы, помидоры, морковь, но особенно почитался на столе Спаса горох. И всё же среди всего этого разнообразия, строже всего люди соблюдали эту традицию в отношении яблок, так как по преданию, умершие дети только тех родителей могли попробовать яблоки из райского сада, которые соблюдали завет и не ели яблоки прежде наступления Второго спаса. Хотя и были для праздника некоторые послабления, например разрешение съесть немного рыбы и выпить бокал вина несмотря на действующий пост.
Дуальный смысл понятия "преображение" касался не только религиозных мотивов. В народе Второй спас считали преображением природы, началом осени, пусть ещё не календарной. Дуновение поры "пышного природы увяданья" уже ощущалось в ночной прохладе, крестьяне спешили убрать урожай пшеницы, и с уверенностью в завтрашнем дне сытого человека встречали осень. С летом символично прощались на закате. Вечером 19 августа молодые юноши и девушки собирались в поле под золотыми лучами закатного солнца, водили хороводы, пели песни, веселились, пусть и с лёгкой ноткой грусти, провожая и солнце, и летние свет и тепло на зимний покой.
Как и все народно-церковные праздники, Яблочный спас со временем оброс множеством предписаний и запретов. В этот день уважающий себя православный христианин не должен ругаться, сквернословить, желать плохое людям. Жадность – один из самых больших грехов в этот урожайный день, и каждый человек, состояние которого было в достатке, считал обязательным поделиться яблоком с другом, соседом или неимущим. Рекомендуется отвечать на любые просьбы о помощи (впрочем, обо всём этом неплохо бы не забывать и в обычное время). Как и во время других церковных праздников, на Спас нельзя заниматься работой: убирать, строить, стирать, заниматься огородом. Особый почёт был у насекомых, которых запрещалось убивать или прогонять. Кроме мушек и комаров не рекомендуется заводить себе врагов среди... русалок. В это время водная нечисть, включая также водяных, залегала на дно для подготовки к зимней спячке, а значит людям с этого дня купаться, увы, нельзя. Следует отказаться от алкоголя, мяса, молока, жирной пищи, отдавая предпочтение растительным продуктам.
Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».