Нам любые дороги дороги, или Стучите, и вам «всыпят»!
Старожилы рассказывали, что улица Филатова с момента своего основания в распутицу хорошей дорогой не отличалась никогда. В семидесятые-восьмидесятые годы в грязи застревали машины «скорой помощи», а люди усердно «асфальтировали» проезжую часть угольным отсевом, жужалкой, вылущенными кукурузными кочанами и просто бытовым мусором, а сами - наперегонки с паровозами, по путям шли «в эфир», потому что ничем больше, как велосипедом в сухую погоду, по улице проехать было невозможно. Однако в начале девяностых хуторяне решили, что достойны более комфортной жизни, собрали деньги, своими силами засыпали дорогу. Служила она верой и правдой не одно десятилетие, с годами все же износилась: небольшие лужи вскоре сменили огромные выбоины, и когда резиновые сапоги стали почти повседневной обувью, терпение хуторян лопнуло
«Людмила Добрыйвечер отправляет машины налево!»
Решили они обратиться туда, с чего, по сути, нужно начинать – к власти, ведь все благоустройства – газификация, Интернет, водопровод – влетали жителям улицы в копеечку, и заметно потрошили и без того скромные доходы. В общем, обратились люди в феврале в УЖКХ, как положено, с заявлением засыпать выбоины по улице Филатова, а за одно и в проулке по ул. Серова – очень уж там непроходимое место. Через пару недель заявители получили письменный ответ, что данные участки будут подсыпаны во втором квартале сего года. После чего весеннюю грязь граждане месили с более приподнятым настроением: конец июня – мученьям крайний срок. Дождавшись положенного времени, для приличия подождали еще, и еще спустя месяц, позвонили в УЖКХ. «Мы о вас не забыли, просто нет средств для выполнения этих работ!» Не теряя надежды, звонили еще: пожалуй, через каждые пару месяцев: «Вы – вторые на очереди, ждите». Дождавшись конца года, 13 декабря люди обратились в «Твойгород.com», где в письме подробно изложили все свои беды и мытарства, к которому прилагалось несколько снимков (в общем, говорящих сами за себя), а также копия ответа из УЖКХ. На следующий день с этим серьезным багажом корреспондент «ТГ» отправился в Администрацию за ответом, которого долго ждать не пришлось.

Работа закипела – дорога с пылу, с жару
Неожиданно 14 декабря заявителям позвонили из УЖКХ: «Завтра будут сыпать улицу, будьте на месте!». Утренний звонок специалиста ККП Сергея Ефимова о том, что дорожная техника стоит где-то в районе ул. Серова, внес небольшую сумятицу – журналисту «ТГ», который решил зафиксировать развитие событий, пришлось с Филатова вместе с заказчиками мчаться на Серова, чтобы показать то самое место, которое тоже требует подсыпки. Но по прибытии решено все-таки начать с Филатова, так что пришлось садиться в КАМАЗ, и ехать в пункт назначения. Однако вскарабкаться в грузовую машину, где нижняя ступень находится намного выше уровня колена, корреспонденту «ТГ», без диплома окончания циркового училища, оказалось делом непростым. На третьем безуспешном подпрыгивании, чьи-то сильные руки подхватили сзади, и закинули меня в кабину, следом без церемоний громко захлопнулась дверь. Приезжаем в пункт назначения: водители КАМАЗов Евгений Ласица и Александр Руденко, а также водитель грейдера Валентин Вдовенко оценивают объем работы.
Из-за ворот появился первый житель – с улыбкой на лице, он одобрительно поднял вверх оба больших пальца: «На нашем краю еще ничего, а там дальше – спаси и сохрани! Лужи такие – плавать можно!»
Вот, накренившись, самосвал сбрасывает содержимое кузова, и вольготно разлитая посреди дороги огромная лужа с шипением, жадно поглощает первую порцию горячей породы массой около десяти тонн. В это время на несколько метров в небо взметается столб оранжевой пыли, похожий на извержение вулкана, и быстро уносится сильным порывом ветра в сторону заброшенных дач. От раскаленных камней начинает с треском гореть трава, но из-за высокой влажности, быстро затухает.
«Начинайте от последних домов» - сказали заказчики, стоя «по колено» в грязной воде. «Может быть, начнем с Краснодона?» - пошутили работники дорожных служб, и послушно поехали в край улицы.
«Ой, мои георгины!»
После сильного грохота высыпающейся породы, защелкали засовы и задвижки на воротах: из дворов один за другим стали высовываться жители тихой и, пожалуй, самой отдаленной улицы города - «О! Дорогу засыпают!».
В страхе остаться на Новый год без «Оливье», людей, которые благоустраивались только за свой счет, порой опустошая до нуля собственные кошельки, в первую очередь интересовал вопрос, сколько стоит сия услуга. На что заказчик внес поправку: не засыпают дорогу, а подсыпают выбоины, поэтому услуга эта – бесплатная, однако выполняется она по заявлению в очередном порядке, и при наличии денег в городском бюджете, выделяемых именно на эти работы.
Согласно известному высказыванию, что бесконечно можно смотреть на огонь, воду и на то, как кто-то работает, особенно, когда трудятся, не капризничая и со знанием дела в своей области. В общем, пока одни работали, другие, стоя с подветренной стороны, наблюдали за происходящим.
- Жека, на этом участке накрени и «протяни», чтобы легло ровным слоем! – кричит с кабины грейдера Валентин.
- А вон там, через пару дворов, тоже месиво из грязи, можно сделать еще такой фокус? – включились в регулировочный процесс жители. – Можно, только это не фокусы, а наша работа – парировали специалисты–дорожники.
Вышла хозяйка, просит не повредить ее декоративные посадки: «Пожалуйста, здесь аккуратнее, у дороги посажены цветы!». Дорожники строго напоминают: «Ваше – метр от забора!», но при этом деликатно обходят придорожную клумбу. Неожиданно из двора выскочил мужчина с двумя кружками дымящегося кофе и печеньем в кармане: «Хлопцы, нате, погрейтесь!»
- Спасибо, но нам тут чаи гонять некогда! Работы – непочатый край! – ответили сотрудники дорожных служб, и поехали за очередной порцией породы.
Мы тоже отказались от угощения, однако стоит отметить, что, несмотря на плюсовую температуру воздуха, за несколько часов, проведенных на улице, стали просто замерзать, но можно сказать, почти каждый хозяин дома предлагал корреспонденту «ТГ» зайти в дом, погреться.

Когда с одиннадцатой и двенадцатой ходкой КАМАЗы опрокинули содержимое своих кузовов, прозвучала команда: «Едем на террикон, грузимся, и прямиком на улицу Серова!» Пришлось снова садиться в кабину, правда, пока водитель закрывал кузов, я вскарабкалась сама, согласно теории Дарвина, вспомнив «родственные связи» с приматами.
Стоит отметить, что в КАМАЗе все кочки и выбоины, можно сказать, вообще никак не ощущаются. «А куда едем-то?» - «Знамо дело, - на 1-2, ведь на шестьдесят третьей порода так плотно слежалась, что ее просто не раздолбишь!» За разговорами приближаемся к террикону, и неспешно въезжаем наверх. По мере подъема нам открываются чудесные виды на прилегающий поселок, а с верхней площадки его видно, как на ладони. Стоит отметить для тех, кто уверен в том, что дорожники «ничего не делают» и частенько ворчат: «Хоть бы породой засыпали!», со всей ответственностью заявляю, что «одиндванский» террикон сильно «разъеден» экскаваторами. Так что дорожные службы не сидят, сложа руки, просто состояние дорог, мягко говоря, заставляет желать лучшего.
Вскоре в кузов загружается очередная порция перегоревшей породы – машина отяжелевшим ходом спускается с террикона, и мы направляемся на новые трудовые подвиги.

Камень преткновения
«Показывайте дорогу к следующему объекту!». Пред остановкой съезжаем на «шестьдесятвосьмовский» асфальт, вернее, то, что от него осталось. «Здесь мы тоже сыпали-сыпали, сыпали-сыпали!» - рассказывает о своих рабочих буднях водитель. В ответ парирую тем, что эту дорогу я знаю хорошо, ее действительно подсыпали не единожды, но все же не так часто, как меня в этом убеждают, потому как в непогоду все время приходится сворачивать в сквер, романтично петляя между кленами. Однако все же сошлись на том, что дорога требует кардинального ремонта: прежде чем очередной раз сыпать, нужно снять остатки асфальта.
Хозяйственные дебаты были вынуждены прекратить, потому как подъехали мы к тому самому месту, где зажатая с двух сторон высокими заборами дорога перерезает ул. Серова. В этот широкий проулок в сторону остановки поселка шахты 1/2 стекаются пешеходные и транспортные потоки. Венчают эту связующую артерию три огромных «чаши» с грязной водой. То есть, если в этом месте пешехода встречает машина, то ему явно не позавидуешь. Чтобы вас не умыли с головы до ног, выход один – надо вскочить, как кот, на двухметровый забор, и пропустить, от греха подальше, проплывающий мимо автомобиль. Если же такими цирковыми талантами вы не владеете, то остается смиренно надеяться на совесть сидящего за рулем.
Подъезжаем к тому самому месту, и водитель начинает явно нервничать: «Здесь?! Не знаю, получится ли засыпать!». – Я подумала, что КАМАЗ со своими габаритами не сможет заехать в проулок, но причина оказалась совсем в другом. «Здесь тетка вредная живет. Когда в прошлый раз мы подсыпали этот участок, она просто стала на глухую оборону, и не позволила нам заполнить выбоины. В итоге мы были вынуждены уехать гружеными!». Шофер выскочил из кабины, а следом за ним, зацепившись для подстраховки за ручку дверцы, из пассажирского сидения сползла и я. Подъехали второй КАМАЗ и грейдер. Навстречу нам изза поворота неспешно выходят жители улицы. Сразу задаем провокационный вопрос: «Кто чем недоволен?». В ответ слышим громкие возгласы: «Да сколько можно! Ни проехать, ни пройти! Сыпьте, ради Бога!». В мужской толпе взгляд выхватывает немолодую женщину – похоже, «та самая», она в унисон остальным, философски рассуждает на тему: «Сколько можно жить в такой грязи!», пока из кузова не вываливается очередная порция породы. Облако рыжей пыли сходу охватывает несколько домов, и с возгласом: «Все ж на хату!», хозяйка, панически схватившись за голову, скрывается в запыленных недрах своего двора.
Те, кто ходят каждый день этим маршрутом, сразу вспомнили о том, как пару лет назад проблемный участок дороги как-то странно «не досыпали» до самого непроходимого участка, и кляли, на чем свет стоит, коммунальщиков: «Неужели порода на терриконе закончилась!» Вскоре на том самом месте появился большой камень, за который можно хоть каблуком зацепиться, чтобы не сползти в лужу. В общем, люди совались вдоль забора, обтирая с него грязь, и от всего сердца благодарили доброго человека за заботу.
«И дождь смывает все следы»
Только закончились работы, следом пошел дождь. Так что все дома, которым досталось, были автоматически омыты. Ну, а мы после рейда долго в редакции вытряхивали рыжую пыль с одежды.
Когда вернулись заказчики домой, они застали многих хуторян с граблями в руках, которые тщательно придавали дороге более аккуратный вид.
Многие свердловчане безнадежно считают, что на ситуацию повлиять нельзя, поэтому часто просто недовольно бухтят в кулак. Другие тихо сидят и ждут готового, когда им подадут исправленную ситуацию на блюдечке с голубой каемочкой. А порой нужно не так уж и много – просто встать с мягкого дивана, выйти из теплого дома, и обратиться к власти. Как это сделали жители улицы Филатова, при небольшом участии «ТГ».
Лилия Голодок
Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».