AD1 (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)
Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Учитель - это призвание: история педагога из Свердловска Людмилы Радионовой

Свердловск
16.05.2023  16:54
9

О том, как стать педагогом и что нужно предпринять, чтобы дети учили уроки сами, а также о хлопотной жизни директора и одновременно строителя школы №23 рассказала отличник народного просвещения Людмила Антоновна Радионова. Несмотря на то, что последние 20 лет она находится на заслуженном отдыхе, жизнь школы и состояние образования в целом ее волнует и не отпускает. И немудрено, ведь она стала преподавателем в далеком 1966 году.

– В старой, восьмилетней школе №23, которая находилась на улице Гагарина, я начала свой трудовой путь учителем. Только в одном классе я была классным руководителем, и в этом году исполняется 50 лет с момента окончания ими 8-летки. Это были замечательные дети! Мы ходили в походы, на «Королевские скалы», неделю отдыхали на берегу Северского Донца. Как классный руководитель я не допускала, чтобы учителя оскорбляли или унижали моих детей, даже если это второгодник. Один из таких ребят в итоге стал мне самым лучшим помощником как в классе, так и за его пределами. Мои выпускники меня не забывают, поздравляют с днем рождения.

Людмила Антоновна

AD-IN-TEXT

– Как можно стать учителем? – Им нужно родиться! Вот медведя на велосипеде можно научить, а быть учителем – нет. Вместе со знаниями своего предмета у каждого хорошего специалиста внутри должны родиться любовь, понимание, сопереживание к детям, то, что зовется педагогикой. Я встречалась с такими учителями, которых нельзя пускать на порог школы, но знала, что у каждого есть семья, образование, и им нужно жить. Некоторые из них понимали, что педагогика не их занятие, но прилагали все усилия для того чтобы выровнять ситуацию. Сейчас учитель – непрестижное звание, а жаль. Думаю, что у педагогов должно быть меньше бумажной и компьютерной отчетности. Тогда найдется больше времени для того чтобы учитель и ученик чаще могли увидеть глаза друг друга. Было бы правильно снова все кружки сделать бесплатными и прекратить постоянную выкачку денег у родителей.

– Расскажите, как строилась школа №23? – В начале семидесятых меня назначили директором школы. Через десяток лет стало заметным, насколько микрорайон расширился. При том, что наша школа должна была принимать 450 учеников, их было 1200, и только 35 учителей. Дальше терпеть этот перегруз стало невозможным. Вместе с завхозом мы поехали в Министерство угольной промышленности в Донецк, чтобы сделать заявку на строительство новой школы для микрорайона. Это вскоре дало результат. Секретарь горкома Николай Петрович Иванов возглавил ее возведение народным способом, подключив к работе руководителей шахт, заводов, строительных управлений района. Курировал строительство управляющий трестом ШСУ № 1 Павел Николаевич Воротников. Пришлось и мне вникать во все нюансы проекта, который был уже на тот момент немного устаревшим. Однажды, занимаясь стройкой, заметила, что рабочие в одном из кабинетов долбят полы и стены, протягивая кабеля. Оказалось, что по проекту там должен был быть кабинет электротехники. У нас такого предмета не было в программе, а кабинетов и так не хватало. Я обратилась к руководителю за помощью: выяснилось, что несоответствий немало. Например, была предусмотрена покатая крыша, как для широт в средней Азии, которая в наших снежных зимах плохо себя показывает. Неправильно выбранная глубина котлована привела к тому, что школу однажды затопило. В подвале потоп, и стены спортзала начали отходить от основания школы. Теперь и не перечесть пунктов, по которым была необходима адаптация проекта.

Через полгода, весной, настало время набирать кадры. Пришли учителя, которые готовы были выполнять и грязную работу, ведь школа еще строилась. У меня появилось пять заместителей, а педколлектив составлял 150 учителей. Крепким ядром его являлись специалисты своего дела: Татьяна Николаевна Леонова, Екатерина Андреевна Рязанова, Светлана Викторовна Казанская, Валентина Павловна Хвостова, Зинаида Григорьевна Марчук, Валентина Николаевна Алексеева и Людмила Викторовна Пономаренко. К сентябрю школу сдали, но она не была готова к приему всех учеников, училась только начальная школа.

– Как развивалась жизнь в учреждении? – Осенью 1987 года в нашей школе училось 2,5 тысячи детей. Сформировалось 19 первых классов: был даже 1-У! Без своей администрации я бы не справилась с такой нагрузкой. В огромном школьном дворе не хватало места, чтобы выстроить всех учеников, поэтому линейку проводили в две смены. Вопрос, где заниматься такому количеству детей, решился через руководителя угольного объединения Георгия Амвросиевича Читаладзе: мы в каждом из ближайших детских садов разместили по три класса своих первоклашек. В этом же году наша школа начала давать знания «с углубленным иностранным языком», обучение языкам начиналось с первого класса.

Кадры по тем временам высокого уровня – преподаватели немецкого, французского и английского языков – объединились в кафедру. Их выпускники, которые побеждали в областных и республиканских олимпиадах, поступали в институты по собеседованию. Их знали в Донецке как учеников 23 школы. К нашей радости, получив диплом преподавателя, они возвращались в родную школу специалистами. Также сформировались большие кафедры русского и украинского языков, биологии, химии, физики, они сами составляли для себя расписание и несли завучу на утверждение. Когда появились компьютеры, первый заместитель по учебной работе Мария Васильевна Яшина внесла в программу сетку с количеством учеников и учителей, чтобы составить расписание. А ответа ей от умной машины не поступило, поэтому она это делала сама, без подсказок.

Однажды зимой в школе, по вине котельной, размерзлась отопительная система. Около двух месяцев наши дети учились в других школах. Было сложно, батареи рвались, это было тяжелым испытанием, но меня радовало неравнодушие и сочувствие учителей. Нам приходилось ночевать в школе по очереди, чтобы оперативно реагировать на порыв очередной трубы, спасать кабинеты и помещения. Не было уроков, но в неотапливаемом помещении мы делали ремонты. Коллектив был как одна семья! Они меня крепко поддержали, а ведь помощь должна была быть, прежде всего, от гороно.

– Что Вы думаете, сравнивая советскую и современную школу? – По окончании института, в 1966 году, мы вместе с мужем приехали в Свердловск. Здесь было огромное количество учителей по распределению из других регионов. После положенной отработки в три года практически все остались в Свердловске навсегда. Раньше ценилось качество знаний, в журнал приклеивали список учащихся, потенциал которых – учиться на 4-5. Ведь учителя разные: иногда увидит тройку в журнале, и всю жизнь этому ученику не поставит оценки выше.

Думаю, к этому нужно вернуться. Идеально не было, конечно, и тогда. Много неприятных разговоров и претензий было с городским отделом образования. Некоторые чиновники становились бумажными людьми, теряя нить с реальностью и живым организмом школы. Считаю, такие люди должны уходить и искать себя в другой сфере, так станет лучше для всех.

Вникая в то, что делается в современной школе, у меня душа болит! Про себя думаю: как хорошо, что я больше не работаю. Считаю ошибкой введение тестов и ЕГЭ вместо экзаменов – это погубило нашу систему образования и в итоге уровень знаний учеников. Компьютеризация отбирает процентов 70 от нормальной жизни ребенка. Они перестали понимать, что у них есть не только права, но и обязанности, что себя нужно заставлять учиться и работать, а не витать в виртуальном пространстве.

– Расскажите о запомнившихся случаях в работе. – В нашей школе работали прекрасные специалисты, семейная пара по фамилии Торяник. Благодаря им, у нас на высоком уровне были хор, ансамбль танца. Но у молодых людей не было квартиры. Чтобы попробовать оставить их в городе, мы организовали концерт в ДК им. Свердлова. Чтобы показать, чему детей научили эти и другие специалисты. Зал был полон зрителями, пришли также председатель исполкома, представители отдела культуры администрации. В течение двух с половиной часов все любовались творчеством наших детей. Но в итоге заведующая отделом культуры засомневалась: «Это что, только ваша школа? Не может быть…Тут, наверное, подставы полно…». От таких слов так тяжело стало на душе. Жилья хорошим специалистам так и не дали, через год они уехали.

Участники августовской конференции-1987, на которой я выступила со своими предложениями по улучшению методической работы, мои слова встретили аплодисментами. Весь зал встал в поддержку по окончании речи, пока я не прошла к своему месту. В перерыве первый секретарь горкома партии Николай Петрович Иванов при встрече со мной прокомментировал: «Ну ты дала! Так принимать могут только Пугачеву и Радионову!». Я была неудобная, говорила, что думала.

Работая в горкоме, мне однажды доверили поздравить моего друга и учителя, завуча школы Ивана Савельевича Киселева с 60-летием. Когда-то именно он научил меня администрированию. Я ходила за ним следом и ловила каждый его совет, благодаря чему стала состоявшимся человеком. Надо сказать, мне везло на хороших людей! Прохожу по родному школьному двору, и вдруг выбегают ученики мне навстречу, за ними – учителя. Тогда я поняла, что школа – это мое, это – навсегда. Это никогда не сотрется из памяти.

– Как воспитывать современного ребенка? – Дети сейчас не приучены к самостоятельности, ребенок плывет по течению, он привыкает к тому, что за него беспокоятся репетиторы и родители. Надо признать – этим иногда мы сами уменьшаем его стремление к развитию и работоспособность. Мы имеем жизненный опыт, способность к анализу, в отличие от детей. Поэтому взрослым нужно убедить ребенка в необходимости учиться.

Создать его интерес в процессе обучения, применяя различные стимулы, пробовать, что поможет максимально на него повлиять. Индивидуальный подход к каждому ребенку – такая избитая и правильная фраза. Это порой очень сложно, но нужно испробовать все способы, но подход найти. К тому, что ребенок получил двойку, отношусь хорошо. Оценка стимулирует при нормальном, критическом к ней отношении. Это обычный звонок взрослым, на что надо обратить внимание: где-то сбой. А вообще они не важны, главное – чтобы дети могли дружить, сопереживать, чтобы в их душах не было злобы и зависти.

Сегодня, 10 мая, нашей собеседнице исполняется 80 лет, но она по-прежнему активна и стройна. Поздравляем юбиляршу, желаем долголетия и здоровья!

Мария Магеллан

***

Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»

Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

AD3-UNDER-TEXT
AD2 (300x600px)
AD3-1
AD-FOOTER (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)