AD1 (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)
Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Война глазами разных поколений

Краснодон
13.05.2018  10:42
8

В канун великого праздника Победы о событиях военных лет показывают документальные и художественные фильмы. Ветераны рассказывают, как и где происходили бои. В школах и детских садах проходят открытие уроки, выставки поделок и рисунков, посвященные подвигу советских солдат. Детям с малых лет стараются донести историю тех страшных событий и ценность подвига наших дедов. Одни воспринимают информацию под впечатлением и проявляют интерес. Другие, наоборот, считают историю скучной. Но все единодушны в одном: война – это страшно. Война – это смерть. Ее никто не хочет… Это слово вызывает дрожь у тех, кто ее пережил. А также страх, вызванный инстинктом самосохранения, у тех, кто знает о ней только из кинофильмов, книг и рассказов очевидцев. Каждое поколение по разному понимает слово «война» и воспринимает по-своему. Накануне Дня Победы Твойгород.com узнал, что думают об этом люди разных поколений.

Устами младенца…

«…Война - это когда стреляют, когда рушатся дома и убивают солдат», - так воспринимают боевые действия дети дошкольного возраста. Они еще не понимают толком историю, не смотрят кинофильмов и могут только поделиться впечатлениями. У некоторых, к сожалению, они основаны на собственном опыте.

AD-IN-TEXT

«Было очень громко и страшно, - рассказывает шестилетняя Даша, жительница квартала Лютикова. Они с родителями никуда не уезжали в 2014 году и во время бомбежек прятались в подвале пятиэтажки. Наготове всегда были вещи первой необходимости. – Мама сказала, что мы играем в прятки, и нужно прятаться в подвале. Я брала с собой куклу Настю и подушечку любимую…Я не верю, что мы играли в прятки. Наверное, это была война. Потому что мама все время гладила меня по голове и сильно-сильно прижимала к себе. А еще я видела, что мама плакала». Рассуждая о причинах начала войны, дети единодушны. Они считают, что во всем виновата жадность. Одной стране не хватает земли и денег. Она хочет отобрать их у другой. Одни нападают – другие защищаются.

«…Когда я вырасту, я пойду на войну, у меня будет настоящий автомат, а не игрушечный, и я буду сражаться с врагами…», - говорит четырехлетний Никита. У него пока нет страха и чувства опасности. Он еще не понимает, что такое война в глобальном смысле. Для него это игра, способ проявления смелости и отваги.

Шестилетний Кирилл рассказал, что скоро войну можно будет сделать одним нажатием кнопки. Нажав на нее, может исчезнуть много стран за секунду.

Жаль, что одним нажатием кнопки нельзя возродить мир…

Взываю к разуму

«Мне 42 года. Я глубочайший пацифист. С раннего детства любые разговоры о войне вводили меня в состояние глубокой тревоги. Из рассказов бабушек и дедушек я знала, что война – это смерть. И что Победа досталась слишком высокой ценой… Со школы праздник 9 Мая стала воспринимать, как что-то священное, а всех ветеранов, как истинных героев. Просто за то, что они видели войну своими глазами. Я верила в их героизм, и категорически отказывалась признавать, что среди наших земляков были не только герои, но и те, кто выбрал иной путь, перешли на сторону врага и стали предателями. Три года назад в моем сознании произошли неожиданные метаморфозы. Я увидела, как очевидные вещи выворачиваются наизнанку до неузнаваемости. И ужаснулась. Ведь настойчивое искажение исторических фактов привело к чудовищным последствиям, создав чуждые нам образы.

Тем самым пытаясь подменить святые для нас вещи и истину. В результате герои и полицаи поменялись местами. Те люди, которые ковали победу, в определённых кругах стали изгоями, а вот предательство стало великим благом. Как же быстро произошла смена ролей по прошествии времён.....

Последние четыре года праздник 9 Мая вызывает особенные чувства. Ведь, как оказалось, война может оказаться так близко. Именно поэтому практически каждый из нас воспринимает этот день с новыми чувствами (совсем не так, как раньше), по-настоящему пропуская через себя - до трепета в сердце, мурашек по коже...

В Краснодоне, слава Богу, сейчас все спокойно, и в этом году я снова пойду на парад, посвященный Великой Победе советского народа над фашизмом. Я по-прежнему твержу о том, что война – это смерть и разрушения. И взываю к разуму тех, кто продолжает противостояние и лишает наших детей настоящего счастливого детства».

Они уходят, мы – остаемся

«Конечно, война – это страшная вещь, жуткий страх, паника, потеря близких и неизвестность. Время, когда шли воевать не только взрослые, но и совсем дети. Это страшно в любые времена и эпохи, - говорит студентка вуза Владислава. - Для нас, конечно же, близка именно Великая Отечественная. Ведь мы знаем о ней от непосредственных свидетелей. Меня огорчает то, что при всей той оживленности накануне праздника 9 Мая, когда вниманием окружены ветераны, участники – все те, кому мы благодарны за мирное время, после этого наступает затишье. Сегодняшние виновники торжеств остаются наедине со своими проблемами и трудностями. Лично я испытываю трепет и благоговение перед этими людьми.

Когда я училась в школе, мне повезло - я непосредственно общалась с участником войны (к сожалению, его уже нет в живых). Он был частым гостем в нашем классе. Рассказывал нам о себе, войне и, конечно, мире. Так вот, эти рассказы были пронизаны такими искренностью и душевностью, просто невозможно передать словами. Он делился той пережитой болью с нами, совсем детьми. А мы, затаив дыхание, слушали и…плакали. Никогда не думала что я и мои одноклассники способны на такие чувства.Когда уйдут эти люди, мы, конечно, не забудем о войне, но очень жаль, что некому будет поделиться с нами живыми эмоциями и скорбью. Хотелось бы, чтобы они оставались с нами подольше».

Мы воевали за мир

Тяжелее всего о войне говорить тем, кто пережил ее. С дрожащими губами и глазами, полными слез, рассказывают о событиях 1941-1945 годов нынешние старики. Сейчас они, как дети. Беззащитные и уязвимые. А тогда они отважно сражались за наше будущее. Не думали о страхе. Не жалели себя.

Валентина Ивановна Громова родственница Ульяны Громовой. Муж женщины и знаменитая подпольщица были родными братом и сестрой. Когда немцы оккупировали Краснодон, Валентине было шесть лет. В семье, включая ее, было четверо детей. Она помнит, как тогда было страшно. Как мать прятала старшую сестру в бочке из-под капусты, чтобы она не попала в руки к фашистам. Помнит, как смотрела в окно на горящую биржу труда. Помнит голод.

«…Война хуже смерти. Когда умрешь, не мучаешься. А во время войны как в аду…», - утверждает женщина.

У тех, кто воевал в ВОв  находился в те годы в сознательном возрасте, чувства страха уже нет. Его стерло время. Да и тогда, признаются нынешние ветераны, они не задумывались об этом. Жили в центре событий. Выбора не было. Бежать некуда. Только сражаться и защищать себя и свою Родину.

Воевали, но находили время, повод, силы и желание для праздников. Между обстрелами собирались в полуразрушенных домах, пели и танцевали. Влюблялись. Семьи создавали. Детей рожали. Это была жизнь. О ней сейчас вспоминают по-разному. Но точно не хотят повторения. Ни для себя, ни для своих потомков.

«Мы сражались за мир…Мы хотели, чтобы наши дети и внуки никогда не узнали, что такое война….», - говорят ветераны.

«У войны недетское лицо…»

Многие школьники сравнивают войну 1941-45 гг. и события 2014 года. Многим из них на личном опыте пришлось испытать, что это такое. Родители отвлекали их, как могли. Но дети все равно понимали, что вокруг происходит что-то не то. Им было страшно.

Второклассник Саша говорит о войне так: «…Везде ездят танки, над головой летают самолеты. Слышно, как взрываются мины и гранаты. Женщины плачут. Мужчины погибают. Их закапывают в землю. Так возникают могилы неизвестных солдат. Потом на этом месте ставят памятник. В День Победы к нему приносят венки и цветы…Я знаю, у нас тоже есть могила в Первомайке на бугре, туда все носят цветы и плачут».

«…Я бы, наверное, не смогла так самоотверженно вести борьбу с фашистами, как это делали молодогвардейцы, - честно признается девятиклассница Аня. Девочке страшно. И это нормально. Это не значит, что наши дети малодушны. И вполне вероятно, что в экстремальной ситуации Аня поведет себя еще более самоотверженно и смело. – Когда начали стрелять, мы уехали к бабушке в Россию. А папа остался дома. Я очень сильно боялась за него. Все время плакала и просила о том, чтобы он был жив. Помню, лежала в постели и представляла, что я, как молодогвардейцы, клею листовки, флаг на крышу школы ставлю…Мне стало совсем страшно».

Война оставляет глубокие рубцы, но детское сознание упорно вытесняет страшные воспоминания, и смотрит в светлое будущее. Все дети уверены, что любая война заканчивается. А дальше будет Победа. Для одних – это просто концерт на площади и залпы праздничного салюта. Для других - участие в параде, шествие в рядах «Бессмертного полка» с портретом своего воина. Почетный караул. Минута молчания…

Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

AD3-UNDER-TEXT
AD2 (300x600px)
AD3-1
AD-FOOTER (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)