AD1 (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)
Logo
Вы можете выбрать город, материалы которого вас интересуют:
Последние новости

Свои ненужные дети

Свердловск
23.03.2019  09:51
9

В административном кабинете ребенок играет машинкой. Утром, во время планового рейда, его вынуждены были забрать из семьи. Худенький, неумытый, в рваной курточке, он вел себя совершенно естественно, его не настораживали чужие люди вокруг и незнакомая обстановка. Этого мальчика зовут В., он рассказал, что ему 3,5 годика. Находился в хорошем расположении духа, назвал имена родителей, признался, что любит их. Через несколько минут его поместят в центр социально-психологической реабилитации детей, попавших в тяжелые жизненные обстоятельства, где он будет проживать ближайшие несколько месяцев. Там ему будет значительно лучше

С «горе-мамой» и ее ребенком мне довелось познакомиться поближе, в кабинете начальника отдела по делам семьи и детей Администрации города Свердловска и Свердловского района Натальи Борисовой. От осознания масштаба трагедии мне, взрослому человеку, стало жутко и страшно.

От осины не растут апельсины?

AD-IN-TEXT

Позже на пороге появилась его мать. Молодая особа неряшливо одета, сильно хромает на одну ногу из-за травмы, полученной в драке, с огромными лиловыми синяками на лице и сильным запахом перегара (и это в 10 часов утра!). Так они с сожителем отметили приход весны. На мой вопрос она ответила, что пахнет от нее не спиртным, а сердечными каплями. Спорить нет смысла.

После того, как сына увезли, здесь же мы присели рядом на стулья, и она стала отвечать на мои вопросы. Этот кабинет и его обитатели ей прекрасно знакомы с юности, всех знает по имени-отчеству. Иногда прерываясь, пытается плакать, изображает обиду на всех. Но самое главное – уверяет, что буквально завтра все в ее жизни начнет меняться. Она сама ее сможет изменить! Ее зовут О., ей 27 лет, за свою жизнь ни дня не работала, мотивируя это тем, что денег и так хватало. Сначала была пенсия по инвалидности, потом родился ребенок. Она рассказала свою историю.

Оказывается, она отвратительно относится к тому, что ребенка временно поместили в центр реабилитации. Но своей вины в этом не видит, и что все это случилось из-за «хорошего папы», который за самую малую провинность бьет ребенка, иногда до черных пятен на попе, а она не может защитить. Ее он тоже бьет. Но в полицию не заявляет, говорит, что любит его, при этом боится, что совсем убьет. Объясняет, что постоянно убирается и моет пол, а беспорядок случился в жилище совсем недавно, из-за того, что принадлежащую ей квартиру сожитель во время драки разгромил, разбил мебель, стекло (на самом деле там давно не убиралось, засохшие фекалии ребенка и собаки на полу).

Когда ей было всего на полгода больше, чем теперь ее сыну, ее мать умерла от черепно-мозговой травмы. По словам дочери, та была «гулящей, отец ее за дело обижал, сама во всем виновата». Теперь уже она не осуждает свою мать, «потому что сама стала матерью, поняла и простила ее». Со слезами вспоминает отца, признается, что очень сильно любила, его пьянство не мешало этому, до сих пор молодая женщина обижена на специалистов социальных служб, которые забрали ее у отца, и поместили в детскую больницу, откуда постоянно сбегала. Позже жила в детдоме. Отца не стало (причину смерти она не стала указывать), и опекунство над ней взяли ее родной дядя с женой. Судя по всему, они старались сделать из 6-летней девочки нормального человека. Сохранили квартиру ее родителей и сделали там ремонт, направили учиться в колледж на парикмахера. Старались приготовить к самостоятельной жизни, поддерживали ее, постоянно борясь с ее нежеланием учиться и плохими компаниями. Но О. учебу все-таки бросила, оставшись в итоге без профессии.

Каждый по-своему распоряжается свободой

Но как только она достигла совершеннолетия, и начала жить самостоятельно, продолжила историю, сильно похожую на ту, которой жили ее родители. Взяв за пример отношения и правила жизни, в которых родилась. По словам сотрудников отдела, она постоянно была на контроле социальных служб, «была центром, куда притягивались сомнительные личности: алкоголики, наркоманы, проститутки и воры. Но, по сути, она добрый человек, ей всех жалко». В возрасте 21 года была осуждена за спаивание несовершеннолетнего, с которым сожительствовала. Состоит на учете у психиатра (была попытка суицида), сидящая рядом женщина демонстрирует запястье руки, с многочисленными глубокими шрамами. Инвалидность свою не переоформляет, считая себя совершенно здоровым человеком. Говорит, что любит читать (выражает свои мысли правильно), перечисляет авторов, в основном детективной литературы. К концу разговора мне пришлось открыть форточку, ведь от стойких запахов перегара и грязного тела дышать было нечем. Сожитель женщины (с ее слов) работает в автопредприятии разнорабочим, получает в день 300 р. Своего жилья не имеет, нашел удобную квартиру, в которую поселил еще и свою мать, когда-то лишенную родительских прав.

Присутствующие рядом сотрудники отделов вступают в наш разговор, терпеливо объясняют нерадивой мамаше те прописные истины, что она должна заботиться о своем здоровье, и прежде всего – о своем сыне. Обращаться, если это необходимо, за помощью к ним, в больницу и в полицию. На все наши советы она заверяла, что устроится на работу, как только сойдут синяки (об этом уже договорено с работодателем). Приведет в порядок свое жилище, поставит новые замки, и «этот изверг не переступит порог ее дома». Честно говоря, с трудом верится.

Такая нужная и тяжелая работа

Мы беседуем с Натальей Викторовной. Она – потомственный педагог, имеющий большой опыт работы с детьми. Неравнодушный и ответственный человек. Постоянные звонки прерывали наш разговор, - начальник отдела разъясняет, консультирует нуждающихся по вопросам семьи и детей всего района. Проблемные дети и семьи – это забота и боль отдела по делам семьи и детей Администрации. «Этот случай – не самый сложный, ведь бывают родители и более агрессивные, буйные, во время наших посещений находящиеся в алкогольном опьянении. Тогда наши действия возможны только в присутствии сотрудников полиции. Очень тяжело, защищая права детей, принимать участие в заседаниях суда по лишению родительских прав. Даже там «горе-матери» не считают происходящее проблемой. Доказать им, что происходит что-то ужасное и безвозвратное, практически невозможно.

У каждой такой семьи и ребенка своя судьба. Равнодушно исполнять свои обязанности невозможно, каждое дело по-своему трагично, и смотреть на это без эмоций не получается. Но единственная цель сотрудников отдела – сделать все необходимое, чтобы жизнь детей была безопасной и комфортной, чтобы дети были защищены от жизненных трудностей (а иногда и от собственных родителей). И чем раньше все социальные службы отреагируют на тревожные сигналы, тем будет лучше для ребенка. После каждой негативной информации об угрозе жизни и здоровью ребенка незамедлительно происходит проверка, но очень часто родители ребенка переселяются к знакомым, родственникам, прячутся от нас. Такие семьи в основном официального места жительства не имеют, постоянно мигрируют. Это осложняет работу отдела и центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

В доме, где живет указанная мать, таких проблемных семей – три. В этот день по плану нужно посетить 11 семей. Во время именно таких совместных рейдов выявляются трагедии, проблемы. Иногда родители берутся за ум, и создают для своих детей нормальные условия для проживания, вспоминают об ответственном родительстве, перестают вести аморальный образ жизни, и тогда к ним претензий уже ни у кого не может быть».

Наталья Викторовна перечисляет вопиющие факты, которые произошли за последнее время.

Май 2018 г. С семьей достаточно долго работало учебное учреждение, но мать справиться с воспитанием сына, ученика 7 класса, не могла. Он не посещал занятия, ночевал в заброшенных домах, вымогал деньги у младших детей. Мать же своим поведением, самоустранением от воспитания, злоупотреблением алкоголем, только ухудшала ситуацию. Мальчик был изъят из семьи. Свердловский горрайонный суд принял решение о лишении матери родительских прав. А ребенок нашел себя в коллективе, со слов педагогов интерната, хорошо развивается.

Октябрь 2018 г., в полной семье было трое детей младшего дошкольного возраста, в т. ч. новорожденный. Перед его рождением мама, находясь в алкогольном опьянении, в результате семейного конфликта, нанесла ножевое ранение папе. Многодетная мать осуждена на 4 года. Отец старался следить за детьми только 2 недели, а после этого не справился с грузом ответственности, и продолжил злоупотреблять алкоголем. Благодаря неравнодушию соседей, службы полиции и управления города, очень быстро отреагировали на сигнал. Дети были помещены в разные госучреждения, и будут там находиться, пока их мама не освободится. Суд удовлетворил исковое заявление, по которому папа был лишен родительских прав.

Март 2018г. Звонок из детского сада о том, что давно не водят ребенка из проблемной семьи. По месту проживания выявлена мать в стойком алкогольном опьянении с группой таких же «друзей». Ее маленький сын, предоставленный себе на несколько дней, голодный и неопрятный, спокойно дает руку сотрудникам группы реагирования, и уходит из этого дома. По сути, он еще не понимает, но, наверное, чувство самосохранения подсказывает ему, что такая мама не нужна и даже опасна.

За неделю пребывания ребенка в центре реабилитации детей его мама так и не появилась. Отделом по делам семьи и детей инициировано привлечение матери к административной ответственности.

В конце беседы

По словам Натальи Викторовны, если проблемы в семье есть, то они очень редко решаются следующими поколениями. От деда к внуку переходит пример асоциального образа жизни. «И только единицы из них вырываются из порочного круга, показывая положительную динамику. Из свежих примеров – многодетная мать, которой трех месяцев хватило, чтобы привести в порядок жилище, устроиться на работу, отказаться от негативных привычек. Детей выписали из центра и детской больницы, и они опять могут жить рядом с самым дорогим человеком. На протяжении уже длительного времени негативной информации по этой семье не поступает. Это значит, что мы приняли меры вовремя, спасли от беды не только детей, но и, хочется верить, родителей.

Детские психологические травмы, чувство ущербности накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Яркий пример тому – мама О. Она не приучилась наводить порядок в доме, и в своей жизни не адаптировалась к социуму.

С одной стороны боится своего сожителя, с другой стороны – плохого мнения о ней социальных служб. В результате остается один на один с огромной проблемой, не имея возможности решить ее самой. Люди, нуждающиеся в помощи, обязательно должны обращаться за ней в социальные службы, а главное – прикладывать максимум усилий для выхода из сложной ситуации».

Надежда Коломиец

Больше интересной информации читайте в еженедельном выпуске газеты "Восточный экспресс".

Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».

AD3-UNDER-TEXT
AD2 (300x600px)
AD3-1
AD-FOOTER (десктоп и планшет, 1290px/960px/720px)