Об иконах, именах и откровении Божьем
В редакции «Твоего города» скопилось много вопросов от наших читателей, связанных с православной верой. С ними мы обратились к двум священнослужителям Должанского и Михайловского благочиний.
Отвечает настоятель Свято-Введенского храма протоиерей Олег Стешенко:

Символ победы над смертью
– Скажите, пожалуйста, обязательно ли ставить крест на могиле усопшего? Что это дает?
Елена
– Крест сопровождает христианина до конца дней. Младенцу надевают крестик, и это означает его принадлежность к православию. И далее в течение всей жизни крестным знамением мы осеняем себя, и благословляем других. Так что логично, когда человек уходит из этой жизни, его прах должен освящать крест.
Это главный христианский символ победы жизни над смертью. Поэтому его естественно устанавливать на могилах тех, кто ушел с надеждой и упованием на будущее воскрешение. Если на могиле ставится памятник, то на нем обязательно должен быть символ креста.
Наши имена святы
– Недавно принесли котенка, я хотела его назвать человеческим именем. Однако мама сказала, что этого делать нельзя. Если это так, то почему?
Ангелина
– Все православные имена – это имена святых, они несут духовную информацию о человеке, и формируют его характер. К примеру, чтобы понять, что имя Александр, которое означает «защитник», серьезно проявляется на характере человека, достаточно вспомнить житие Невского, Суворова. И когда человек крестится, то он берет в покровители этого святого. Истинный христианин испытывает чувство благоговения перед святостью подвижников, освятивших свои имена благочестием или мученичеством.
Так что назвать кота Васькой, а корову Машкой – это кощунство. Бездушным и неразумным животным, которые в своем поведении руководствуются только инстинктами и условными рефлексами, лучше давать незатейливые клички: Лютик, Буренка, Вишенка.
Твори добро
– Если человек незлобный, не алчный, бескорыстно помогает людям, испытывает искренние сострадания, не проявляет гордыню, но при этом он невоцерковленный, как церковь относится к таким людям? Они считаются богоугодными?
Алексей
– Человек гуманитарен, и утверждает, что добро нужно делать ради добра. Но бывает так, что именно благими намерениями вымощена дорога в ад. В общем, как говорят в народе, «до добра не доводит». Так что нужно быть рассудительным, что для человека хорошо.
Церковь говорит о том, что мы должны делать добро во имя Христа. Когда грядет Его второе пришествие, и каждый человек по счетам будет платить, Господь скажет: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной…». И когда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться?». На что Господь им ответит: «То, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне». То есть когда мы делаем добро, перед глазами стоит сам Христос. Милость подаем, проведываем болящих, и даже плитку кладем как для самого Христа. Если мы делали добро ради добра, в этом не увидели бы Христа. Спасется ли этот человек, или останется за бортом милости Божьей – это все в руках Господа, но именно христианская жизнь является тропинкой к спасению. При этом точно можно утверждать, что всякий человек, поступающий по совести, знающий и делающий добро, во всяком народе приятен Богу. Но если человек отвергает Господа, то кого он считает источником своих добрых дел? Очевидно, что себя. А это уже гордыня, один из смертных грехов.
Бывают случаи, когда человек приходит к вере, и оглядываясь назад, оценивая свои добрые поступки, к нему приходит понимание, что он жил в первую очередь для себя. Потому что за их мотивацией скрыта или гордыня, или самодовольство. А вот христианин делает добро со смирением, потому что Господь принял смерть со смирением ради нас.
Господь сказал: "плодитесь и размножайтесь"
– Если Адам и Ева были первыми людьми, на ком женились их дети?
Наталья
– Известно, что у Адама и Евы было трое сыновей, но о дочерях в то время не могло быть и речи, потому что до женской эмансипации было еще далеко. Но в Библии не говорится, что у них не было сестер. Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь!». Они брали в жены именно их. То есть Господь не наложил запрета, выражаясь современным языком, позволил, чтобы росла популяция. Когда смешивалась родная кровь у первых людей, вырождение еще не наблюдалось, но генетические нарушения стали проявляться именно с момента утраты миром его совершенства.
Сегодня такие близкородственные браки под запретом. Прямая линия родства (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети) даже не обсуждается. Указом Священного Синода от 19 января 1810 года было запрещено создавать семьи тем, кто пребывает с будущим супругом до 4-ой степени бокового родства включительно. С этого момента мужчина уже не может жениться на своей троюродной сестре. Стоит напомнить и о других запретах. С момента венчания супруги являются единой плотью (Мф. 19:56), их родственники считаются родственниками друг другу. Вследствие этого уже строятся отношения между двумя родами. В данном случае также имеют место степени родства: 1-ая степень – теща и зять (свекор и невестка), 2-ая степень – невестка и деверь (брат мужа) и так далее.
Кроме кровных уз, в православии есть такое понятие как «духовное родство». Духовными родственниками являются крестные отец и мать по отношению к своим крестным детям. Такие браки являются запрещенными.
Отвечает настоятель Свято-Николо-Владимирского собора иерей Виталий Стец:

Молитесь и за животных
– Можно ли молиться за больных животных, и осенять их крестным знамением?
Ольга
– Молиться за животных можно, но мы должны понимать, что они не созданы по образу и подобию Божьему, и в отличие от человека, душа у них неразумна. Так что после смерти ее не ждет ни рай, ни ад. Они пришли на землю, чтобы помогать людям. Но если приболела кошка, которая ловит мышей, – почему не попросить у Бога дать ей здоровья? Перекрестить тоже можно, – мы же осеняем еду, дома, дорогу. Но только с помощью молитв приходит благословение Божье.
Бог творил без проб и ошибок
– Почему Богу было угодно так, чтобы люди не просто имели возможность изучать мир и Вселенную, а ещё имели различные факты и аргументы против веры в Бога. К примеру, теория эволюции?
Антонина
– Мы желаем сами властвовать в этом мире, при этом не зная его основных законов. Взяв в руки молоток, если человек не знает его истинного предназначения, он может утверждать, что им можно рубить дрова, или выдвигать другие версии. Это говорит о том, что человек имеет свободную волю, которую дал ему Господь.
Теория эволюции о преображении человека никак не согласуется с христианством. Она не имеет прямых ответов и доказательств, что в борьбе за место под солнцем выживает сильнейший. В христианстве все ясно: спасается только тот, кто имеет любовь в сердце, а сильнейший – только Бог.
Теория эволюции противоречит Библии и церковному учинению. К примеру, Бог сотворил разных существ сразу, без предшествовавших проб и ошибок. Творит по роду их, а не путем постоянных преобразований. Творит Адама прямо из земли, вдыхая в него некое дыхание жизни. Еву же творит из самого Адама. По свидетельству других мест Писания, Бог не сотворил смерти, но она вошла в мир через грехопадение Адама, вслед за чем и вся тварь стала смертной. То есть придерживаться теории эволюции может лишь человек, который плохо знаком с Библией, и считает более важным согласование своей личной веры с наукой, а не с Откровением Божьим.
Икона способствует единению молящихся
– Недавно умерла моя бабушка – самый близкий мне человек. У нее было много икон. Как распорядиться их дальнейшей судьбой?
Надежда
– Икона – это окно в Царство Небесное, и служит всем людям, способствует единению молящегося человека и Бога. Так что с духовной точки зрения икона не принадлежит конкретному человеку: она служит всем людям. Со смертью родственницы суть этого не меняется. Несмотря на то, что ваша бабушка хранила иконы в своем доме, они не были ее личными «окошками», она лишь пользовалась ими. Вы, конечно же, имеете полное право ими пользоваться, потому что это имущество, которое перешло по наследству. Вопрос состоит в том, нужны ли они вам. Если человек не верующий, то образа для него, как чемодан без ручки. Попросту человек не знает, что с ними делать, потому что для него они не имеют духовной ценности. В этом случае лучше отдать иконы в храм.
Это касается и икон в автомобиле. Если вы его продаете, считаю, что стоит снять, потому что неизвестно, каких взглядов придерживается новый владелец автомобиля, и не подвергнется ли икона кощунству. А вот оставить ее себе или отнести в церковь – решать только вам. Так что к этому нужно отнестись со всей ответственностью.
Неонилла Алексеева
Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».