«Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга»: о семье, браке и венчании в церкви
Более тридцати лет назад современные люди массово узнали об истории Муромского князя и простолюдинки, которая сразу стала образцом семейного счастья. В преддверие Дня семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля, мы решили взглянуть на семейные отношения через призму православия. Чтобы найти ответы на вопросы, интересующие наших читателей, мы обратились к настоятелю Покровского храма, игумену Герману Скрыпнику.
– Уже не найдется человека, который бы не знал героев жемчужины русской литературы, публициста времен Ивана Грозного Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских», – начал отец Герман. – На основании устных преданий о Петре и Февронии, правивших в Муроме в XIII веке, житие было написано для чтения богослужения, но эта история так увлекла верующих, что вышла из церковных канонов, и Ермолай создал, по нынешним меркам, «художественный роман», который стал самым популярным чтивом средневековья. По сохранившимся 200 рукописным изданиям по популярности он занимает первое место, опередив даже «Слово о Полку Игореве». Этот сюжет изучается по программе русской литературы в 7 классе.
– Отец Герман, Феврония постоянно понуждала Петра к вступлению в брак. По мнению некоторых наших современников – это чистой воды женский шантаж. Так ли это?
– Для читателей нашего времени в понимании жития есть определенные сложности, потому что современным взглядом невозможно охватить те порядки, традиции и духовную атмосферу XIII века. Чтобы лучше понять ситуацию, достаточно посмотреть на мусульманские традиции, где есть много ограничений. Так что этот неравный брак для тех времен – что-то сверхъестественное. Ведь князь женился на дочери бортника. Хотя многие современные люди трактуют это примерно так: «Девка молодец! Не прогадала, и выскочила замуж за миллиардера!».
Мы знаем, что Февронья вылечила князя от кожного недуга, но вам любой дерматолог скажет: чтобы идентифицировать заболевание, пациента нужно осмотреть, а уж потом назначать лечение. Вот, цитирую текст: «Могу ли я, не будучи женой, лечить князя?», нашими современниками воспринимается примерно так: «Ага, возьмешь меня замуж, тогда тебя вылечу!», а на самом деле она имеет в виду: «А как я буду осматривать мужчину, если он мне не муж?!». Чувствуете разницу?
Я сам прошел через такое непонимание: еще будучи школьником я спорил с учителями, утверждая, что герой басни «Стрекоза и Муравей» – жмот! Нужно было Муравью приютить Стрекозу, накормить ее, а она бы ему за это спела и сплясала. Гляди ж, вдвоем зиму и скоротали. Но ведь басня не об этом!
А в романе «Дубровский» Маша обманула Володю. Сначала просила ее спасти. Парень старался, ну немного задержался, а она в это время какой-то обряд в церкви прошла. Пока он ее спасал, его самого чуть не убили! В итоге – он открывает карету со словами: «Маша, ты свободна!». А она: «Поздно!». Ответ я нашел только в лоне церкви: для нее это было важно, даже при условии, что она перечеркнула свою молодую жизнь. Следующий вопрос: «Почему это для нее было важно? И почему Пушкин этого не объяснил?». Потому что тогда всем было понятно, почему героиня так поступила. Люди верили, что жизнь не заканчивается коротким отрезком пребывания на земле, а на брак они смотрели не как на самоцель, а как на средство, через которое они могли обрести новые качества. Ведь мужчины и женщины – это люди «с разных планет», а жить нужно вместе. Вот простой пример: женщина хочет отдохнуть вне дома, а вот для мужчины именно дом является местом отдыха. Или когда плохо: она хочет выговориться, а он наоборот – помолчать. И таких примеров масса. Физиологическая тяга и психологическая противоположность могут ужиться только в одном случае – если есть любовь в христианском понимании. Я имею в виду не влюбленность и страсть, а то, что человек может преодолеть непонимания, и идти на компромисс. Чтобы это качество выработалось, нужно создать особые условия, и брак – одно из них. И герои Пушкина, и тем более уж Петр и Феврония, смотрели на брак как на крест, который нужно нести до конца.
Когда она его «перехитрила», то понимала что у нее ни друзей, ни товарищей не будет: свои откажутся (так оно и случилось), а мужнино окружение вовсе не примет: как это «из грязи в князи?». Если бы дело было только в выгоде! Ведь он, как сначала человек не совсем хороший, откупился от нее, и она с таким приданым могла найти себе достойного жениха. Но она отказалась от денег! Потому что понимала, что это ее крест. Ну, для современного человека, чтобы было понятнее – судьба. Поэтому и Пушкин, и Еразм не стали это объяснять, потому что для их современников это были элементарные понятия!
– Можно ли заключать брак в День святых Петра и Февронии, ведь он выпадает на пост?
– Восьмого июля мы празднуем их день кончины, то есть, когда они умерли, но есть еще один день. В 90-е годы мощи, которые забрали в музей, были возвращены церкви, в Муромский монастырь, где они сейчас находятся. Так, день передачи мощей, то есть их обретения церковью празднуется в последнее воскресение перед 19 сентября. В этом году это 17 число, в это время нет поста, поэтому можно повенчаться.
– С какого возраста можно венчаться?
– Эти вопросы определяет не церковь, а государственное законодательство. То есть церковь никогда не венчает, если у пары нет свидетельства о гражданском браке. Но еще есть наши запреты. К примеру, человек в ЗАГСе заключил четвертый союз, но церковь не благословляет уже третий брак после крещения. Многие люди по своему невежеству думают, что если гражданский брак не освящен церковным таинством, то это блуд. Это неправда, церковь признает такие союзы, потому что люди берут ответственность друг за друга хотя бы перед обществом. Но при этом настоятельно рекомендует этот брак освятить.
А теперь давайте разберем, что такое гражданский брак. Это не сожительство, которое прикрывают, как фиговым листочком, таким определением. Брак заключается в зале актов гражданского состояния, то есть в ЗАГСе.
– Правда ли, что даже после развода венчаные жена и муж остаются супругами?
– Мне приходилось слышать вопрос от прихожан: «А можно ли нам перекрестить ребенка, потому что нам крестные не понравились?». Конечно же, можно, если вы этого ребенка родите во второй раз! Это вопрос из того же разряда. Вот ударил в колокол, и звук пошел! Как можно этот процесс обернуть вспять? Единственное, что церковь может сделать, если брак по факту разрушен, – пойти на снисхождение, не венчая, а особыми молитвами благословляя на совместную жизнь при особых условиях. И делается это для того чтобы человек не блудил, то есть не ходил «налево». Ну, к примеру, жена умерла, оставив мужу троих детей. Он нашел вдовицу, которая согласилась их воспитывать.
Многие хранят верность ушедшему супругу, чтобы после смерти «быть вместе». Хочется напомнить, что раньше у евреев был обычай: если умирал муж, то чтобы продолжить его род, младший брат должен был жениться на его жене. Садукеи спрашивали Христа, чья она будет жена после смерти? На что Господь ответил, что после смерти люди будут жить как ангелы, у которых нет пола, они не нуждаются в пище. То есть не нужно переносить модель земной жизни в Царствие Небесное. Когда говорят, что брак заключается на небесах, это подразумевается как провидение Господне.
– Может ли измена послужить поводом для расторжения брака?
– Да, это повод для развода. Но это не значит, что он обязателен, ведь церковь учит всепрощению и милосердию. Если супруги пришли ко взаимопониманию, то задача – больше не грешить. Брак может быть аннулирован, если муж, зная, что он бесплоден, скрыл это от своей будущей жены. Если жена без согласия мужа убила своего ребенка во чреве. Потому что брак подразумевает в первую очередь благословение на деторождение. Но второй раз венчание происходит только в том случае, если один из брачующихся не был венчан. Ради него пару венчают обычным чином. А если, к примеру, пожениться решили вдовцы, то церковь благословляет этот брак, но не как таинство венчания. В общем, для развода светская формулировка «не сошлись характерами» – не аргумент! (смеется).
Мне известен случай, когда бездетная женщина развелась с мужем, чтобы воспитывать после смерти подруги ее детей, при этом выйдя замуж за ее мужа. А вот героиня рок-оперы «Юнона и Авось», основанная на реальных событиях, ждала возлюбленного 35 лет. Все зависит от мотивации, с какой мыслью человек идет на брак.
– Что делать, если родители не дают благословения на создание семьи?
– Ни для кого не секрет, что сейчас очень высокий процент браков распадаются. А все потому, что человек настраивается на одно, а в итоге получает другое. На свадьбах чего желают? Любви, счастья! И человек уверен, что получит их на блюдечке с голубой каемочкой. И только возрастные люди, которые на практике поняли, что такое брак, говорят: «Терпения вам!».
Раньше люди с первых дней точно знали, что от них требуется в браке. Во время обеда все семья садилась за стол. И если мальчишка с нетерпения первым ложкой зачерпнул варево, то получал ею же по лбу! Потому что не он главный, как сейчас утверждают! Ведь из детей, которые не знали отказа ни в чем, вырастают эгоисты, которые не в состоянии сохранить семью. Они, вроде бы, и люди хорошие, и тянутся друг к другу, и желания создать семью искренни, но не знают, как уступать. В итоге ничего не получается!
Повторюсь, что мужчины и женщины – это люди с «разных планет» и на мир мы смотрим поразному, и понять друг друга могут только с помощью христианской любви. Только через доверие к другому мы сможем увидеть мир, так сказать, с другой стороны, то есть более объемным. Но не нужно путать ее с влюбленностью, когда люди в 18 лет думают гормонами.
– Почему жена должна бояться своего мужа?
– Слова апостола Павла «Да убоится жена мужа своего» многие воспринимают неверно. Это не значит, что она его боится потому, что он ее отлупит! Вот, к примеру, один ребенок боится провиниться, потому что получит ремня. То есть это рабское проявление любви. Другому за то, что хорошо закончил четверть, родители купят новый телефон. Это рыночные отношения. Тут человек стремится к чему-то, потому что он может потерять какие-то «плюшки». А третий ребенок ведет себя хорошо не потому, что опасается, что его накажут, или он чего-то недополучит, а боится расстроить родителей, потому что он их любит, и не хочет огорчать! Это же касается и страха перед Богом.
Стоит напомнить, что апостол Павел сравнил церковный брак с отношениями между Церковью и Христом. Христос за свою Церковь, имеется в виду собрание верующих, пролил кровь и отдал свою жизнь, а Церковь в ответ во всем Ему верна, никогда не предает и всегда идет за ним.
– Как ужиться в одной семье нескольким поколениям?
– Идеи брака, воспитания детей, разности психологии мужской и женской, детской и взрослой в христианском мировоззрении понимания этого мира рассматривается как создание условий для вырабатывания свойств, которые человеческой душе пригодятся после смерти. И называется оно – Любовь!
Как звучит одна из заповедей Христа: «Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга!».
Неонилла Алексеева
***
Больше новостей — в Telegram-канале «Твой город»
Подписывайтесь на «959» в «Дзене». Cледите за главными новостями ЛНР в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках», а видео смотрите в RuTube и «VK Видео».